Кризис заводского осетроводства в России и возможные пути его преодоления. С. Б. Подушка
Научно-технический бюллетень лаборатории ихтиологии ИНЭНКО. 2007. № 12. С.5-15.
УДК 639.212 + 597.442
"Коммунизм был тяжелым испытанием для осетров,
но капитализм оказался намного хуже"
Инга Сэффрон (2006, с.175)
Сейчас большинство специалистов, имеющих отношение к рыбному хозяйству, прекрасно понимают, что, без принятия экстренных чрезвычайных мер, естественные запасы осетровых во многих водоемах России в ближайшие годы будут полностью и безвозвратно истреблены. В первую очередь это относится к тем водоемам, где в результате хозяйственной деятельности человека утрачены естественные нерестилища осетровых, и их воспроизводство осуществляется на осетровых рыбоводных заводах (ОРЗ). Ежегодное пополнение молодью и само существование популяций осетровых в этих случаях целиком зависит от эффективности работы ОРЗ.
В годы Советской власти мы ужасались, когда слышали, что неофициальный улов осетровых сопоставим с официальным. Теперь же мало кого удивляет тот факт, что практически весь улов достается браконьерам, и при запрещенном промысле осетровых браконьерская икра и осетрина свободно продаются почти на каждом рынке по всей стране.
Незаконная добыча осетровых рыб в последние годы свела на нет усилия нескольких поколений ихтиологов и рыбоводов по организации управляемого осетрового хозяйства в бассейнах Азовского и Каспийского морей. Официальный промысловый возврат от выпущенной осетровыми рыбоводными заводами молоди в настоящее время ниже числа использованных для ее получения производителей. Не так давно процветающая и высоко рентабельная подотрасль народного хозяйства стала экономически убыточной и социально вредной, поскольку работает исключительно на мафиозные структуры и порождает массовую коррупцию в правоохранительных и судебных органах.
Проблема браконьерства не нова. Еще в первые годы Советской власти руководитель Азово-Черноморской экспедиции Н. М. Книпович, отмечая возросшее число молоди осетровых рыб в результате "запуска" рыболовства в годы Первой мировой и гражданской войн писал: "К сожалению, молодь этих рыб (частью сеголетки, частью годовики) стала объектом промысла, в значительном количестве появляется на рынках и вывозится по железной дороге под характерным названием "осетровой", "севрюжьей" и "белужьей" стерляди. В Таганроге отмечены отправки по 100-300 пудов такой "стерляди". В высшей степени желательно, чтобы были приняты меры против такого хищнического истребления молоди ценных рыб, иначе благоприятное следствие ослабления лова может очень быстро оказаться аннулированным".
Следует отметить, что тогдашнее руководство страны, в отличие от нынешнего, достаточно оперативно и действенно отреагировало на сообщения ученых. Это нашло отражение в записке В. И. Ленина тов. Свидерскому о состоянии рыбоохраны в Азовском бассейне. Своевременно принятые меры по охране молоди обернулись небывало высокими уловами азовских осетровых в 1930-е годы. Подходы осетровых были настолько велики, что икрянщики не успевали солить икру. Достаточно сказать, что только благодаря рационализаторским предложениям икорно-балычного мастера стахановца А. М. Кононцева удалось сэкономить в 1937 г. 1 тонну икры, а в 1938 г. – 2 тонны.
В настоящее время на рынках Приазовья наблюдается та же картина, что и во время работы Азово-Черноморской экспедиции. Несмотря на полный запрет промысла осетровых в бассейне, осетрина свободно лежит на прилавках, причем в последние годы продается и молодь, начиная с сеголетков. Официально охраной осетровых и борьбой с их незаконной добычей занимаются более десятка враждующих между собой организаций и ведомств.
Работники этих организаций "напрасно едят свой хлеб", поскольку никаких ощутимых результатов их деятельности не заметно. Проблема браконьерства неоднократно рассматривалась в средствах массовой информации, однако никаких действенных мер принято не было.
С 2000 г. выловленных в Азовском бассейне осетровых разрешается использовать только для воспроизводства и научных целей, но достаточно побывать на рынке любого приазовского города, чтобы наглядно убедиться, что в действительности это правило никто не выполняет. Данная ситуация объясняется тем, что теневая рыбодобывающая экономика "завязана" на властную элиту. Таким образом, приходится констатировать, что современное заводское осетроводство, финансируемое из средств государственного бюджета, работает на создание сырьевой базы для теневой экономики. Полностью подтверждается мнение многих видных специалистов-осетровиков советского периода о том, что рациональное крупномасштабное осетровое хозяйство возможно только при социалистической системе производства. Тем не менее, до следующей пролетарской революции осетровые вряд ли доживут, поэтому проблему их спасения надо как-то решать и немедленно.
Осетровые достаточно требовательны к условиям воспроизводства. В настоящее время гидрология ряда рек изменена столь значительно, что естественное размножение осетровых в них становится невозможным в принципе. В этом случае ответственность за их сохранение полностью ложится на плечи человека. Если ранее социальные кризисы – периоды нестабильности, войны, разруха – сказывались на запасах осетровых (и других рыб) положительно: из-за ослабления промысловой нагрузки на популяции появлялись многочисленные поколения, то теперь этот эффект "запуска рыболовства" для воспроизводимых на заводах популяций не проявляется. Более того, экономическая и социальная нестабильность нарушают работу ОРЗ, что незамедлительно сказывается на выпуске молоди.
Распад СССР помимо экономического кризиса сопровождался неслыханной криминализацией общества. Деградация финансируемых государством ОРЗ и вспышка браконьерства лишили рыбоводов возможности заготавливать производителей. В настоящее время браконьерство стало основным фактором, определяющим численность осетровых. Видя безнаказанность, к незаконному промыслу подключается все большее количество лиц. Осетровое хозяйство – еще не так давно предмет заслуженной гордости страны – за считанные годы превратилось в национальный позор и предмет критики и надзора со стороны ряда международных организаций. Естественно, что подобная ситуация не оставляет равнодушными многих отечественных специалистов.
Рассмотрим проблему на примере Азовского бассейна. Азовские осетровые в списке на вымирание стоят первыми. Охраной их занимаются более десятка ведомств. Количество заготавливаемых в год для девяти ОРЗ производителей исчисляется единицами. В то же время незаконно добытые осетровые свободно продаются на рынках приазовских городов и вдоль оживленных автомобильных трасс. При этом нередко количество реализуемых за сутки экземпляров превышает число производителей, поступающих на ОРЗ в течение года. Каким же образом можно переломить ситуацию и обеспечить ОРЗ производителями? Несмотря на то, что, казалось бы, теоретически, все – от безработного до Президента – должны быть заинтересованы в сведении браконьерства к минимуму, фактически оказывается, что кровно незаконная добыча осетровых затрагивает лишь рыбоводов государственных осетровых рыбоводных заводов, которые в ближайшие годы лишатся работы из-за отсутствия производителей.
Предложения различных авторов по борьбе с браконьерством можно условно разделить на три категории: жесткие силовые методы, "уговоры" и компромисс с мафиозными структурами.
Рассмотрим их более подробно. Жесткие силовые методы предполагают существенное ужесточение наказаний за незаконный промысел осетровых. Ю. И. Зайдинер, в частности, высказался за использование опыта Ирана, где практикуется расстрел браконьерских судов. Неприемлемость этого предложения в современных условиях, на наш взгляд, очевидна. В последние годы неоднократно приходится слышать также предложения от частных охранных структур. Руководители этих организаций, видя беспомощность официальных властей, готовы за соответствующее вознаграждение взяться за охрану рыбных запасов. Это довольно интересное предложение, однако оно потребует значительных финансовых затрат. Кроме того, вполне вероятно, что его осуществлению будут активно противодействовать все связанные с незаконным оборотом продукции из осетровых лица и организации. Недавно Совет Федерации единогласно принял парламентский запрос к премьер-министру по вопросу государственного регулирования оборота осетровых видов рыб и продукции из них, включая икру.
По оценкам Совета Федерации общий незаконный вылов осетровых по России составляет 5000 т. Годовая продукция выращенных в аквакультуре товарных осетровых сейчас также оценивается в 5000 т. Каким образом будут различать выращенную и незаконно добытую рыбу? Не получится ли так, что неуклюжие попытки чиновников сделать благое дело приведут к обратному результату? Введение госконтроля за оборотом осетровых рыб может существенно осложнить деятельность хозяйств, выращивающих осетровых. Осетроводы уже столкнулись с подобной ситуацией, когда после подписания Россией в 1998 г. документов СИТЕС был введен контроль за международной торговлей осетровыми (якобы с целью пресечения браконьерства). В действительности же результатом этих действий стало вытеснение России с международных рынков пищевой и живой икры осетровых, а незаконная добыча только усилилась. Сейчас это признают не только отечественные, но и зарубежные специалисты, в частности, председатель Международной ассоциации импортеров икры французский бизнесмен А. Петросян.
"Уговоры" предполагают просветительскую деятельность, пропаганду и обращение к совести различных групп населения (рыбаков, казачества и др.) с целью убедить их не заниматься незаконным промыслом, бороться с браконьерством, не покупать продукцию из осетровых и т. п. Не отрицая положительного значения некоторых из этих мер, мы все же сомневаемся в их достаточной действенности. В условиях, когда в стране с ужасающей регулярностью совершаются заказные убийства и другие тяжкие преступления, браконьерство большинством наших граждан воспринимается лишь как незначительное "озорство". Типичным примером "уговоров" является акция российского отделения Всемирного фонда дикой природы "Новый год без черной икры". Организаторы этой акции предполагают, что путем убеждения населения не потреблять осетровую икру можно добиться снижения спроса на этот продукт, и таким путем снизить незаконную добычу осетровых. Провал этой кампании очевиден. Кроме того, акция «Новый год без черной икры» вредит (создает антирекламу) нарождающемуся икорно-товарному направлению отечественного рыбоводства. Между тем, по нашим оценкам, в 2006 г. в товарных рыбоводных хозяйствах России произведено около 2 тонн пищевой икры, полученной от осетровых рыб, выращенных в неволе. При этом вся эта икра получена прижизненным способом (без забивания рыбы).
Большинство специалистов, однако, считают неизбежным компромисс с мафиозными структурами. В новейшей истории России хорошо прослеживается тенденция к легализации тех видов деятельности, которые раньше считались криминальными, но с которыми сейчас государство не имеет сил, возможностей и желания бороться. Так, за последние 15 лет легализованы торговля оружием, игорный бизнес, постоянно ведутся разговоры о необходимости легализовать проституцию и торговлю слабыми наркотиками. Незаконная добыча осетровых также уже в значительной степени легализована. Высказываются предложения покупать производителей для ОРЗ у браконьеров. По мнению академика Г. Г. Матишова с соавторами, решить проблему сохранения осетровых радикально и комплексно, без оглядки на теневую рыбодобывающую экономику, "завязанную" на властную элиту, сегодня практически невозможно. Авторы указанной статьи предлагают ряд мер, которые, на наш взгляд, вряд ли будут эффективными. Рассмотрим их более подробно. Часть предложений касается развития товарного осетроводства и льгот предприятиям товарной аквакультуры.
На наш взгляд, развитие товарного осетроводства не может каким-либо положительным образом повлиять на сохранение диких популяций осетровых. Скорее, наоборот, обилие на рынке относительно дешевой дикой рыбы является сдерживающим фактором для развития товарного осетроводства. Не случайно предприятия товарного осетроводства у нас в стране первоначально возникли и развивались в регионах достаточно удаленных от мест традиционного промысла осетровых, а наиболее значительный рост объемов выращенной рыбы шел параллельно с обвальным падением промысла. Кроме того, предложения авторов статьи по развитию товарного осетроводства запоздали лет на 15. При сложившемся сейчас уровне цен рынок товарных осетровых близок к насыщению. Рассчитанная авторами в другой работе стоимость реализации продукции модельного фермерского хозяйства товарного осетроводства (450 рублей за килограмм для неразделанной рыбы массой около 1 кг) является неконкурентоспособной, поскольку в полтора раза превышает стоимость разделанной браконьерской рыбы на рынках Приазовья, а также оптовые цены на живых товарных осетровых по стране.
После вступления России в ВТО прогнозируется экспансия на наш рынок еще более дешевой аквакультурной осетрины из стран Западной Европы и Китая. Второй блок предложений авторов касается упрощенного налогообложения для населения прибрежных регионов, занимающихся рыболовством. Из текста статьи не понятно, каким образом эта мера может положительно повлиять на запасы осетровых. На наш взгляд, в данном случае более логично прогнозировать обратный эффект. Третий блок предложений касается изменений законодательства, на что уйдет не один год. Вполне вероятно, что ко времени их принятия они уже потеряют свою актуальность из-за исчезновения естественных популяций осетровых.
Таким образом, приходится констатировать, что в настоящее время нет реально осуществимых предложений для радикального и, главное, оперативного перелома ситуации с осетровыми. В связи с этим мы предлагаем иной путь решения проблем осетрового хозяйства. На взгляд, он, в отличие от всех других рассмотренных предложений, обладает следующими преимуществами:
- Не предполагает компромисса с мафиозными структурами.
- Не нарушает гражданские права человека.
- Не требует изменения действующего законодательства.
- Не требует значительного финансирования.
- Позволит дать объективную количественную информацию о масштабах незаконного изъятия и оборота осетровых.
- Способен дать ощутимый положительный эффект в течение ближайших месяцев с момента начала осуществления.
Теоретически, предлагаемые нами меры осуществимы в любом регионе, но в качестве модельного полигона мы предлагаем взять бассейн Азовского моря. Во-первых, популяции осетровых в этом бассейне находятся в наиболее плачевном состоянии. Во-вторых, их запасы настолько истощены, что незаконно добытая рыба в основном реализуется на местном рынке, что существенно облегчает контроль. В-третьих, в отличие от Каспия, осетровых Азовского моря эксплуатируют всего два государства – Россия и Украина. И, наконец, в-четвертых, биологические процессы в Азовском море за счет его мелководности и хорошей прогреваемости осуществляются быстрее, и поэтому многие исследователи рассматривают Азовское море как модель Каспийского. Таким образом, если предлагаемые нами меры окажутся эффективными в Азовском бассейне, их можно будет успешно реализовать и в других регионах, в том числе в Каспийском.
Прежде чем перейти к изложению наших предложений, обратим взгляд назад и посмотрим, был ли за последние 10 лет хотя бы один положительный пример эффективной борьбы с незаконной добычей осетровых. Да, один такой пример был – это визит Президента РФ В. В. Путина летом 2005 г. в Астраханскую область. К приезду Президента устья Волги были очищены от браконьерских снастей, и осетровые беспрепятственно пошли в реку. Так называемый "президентский косяк" позволил ОРЗ заготовить значительное количество производителей, однако после отъезда Президента из Астрахани незаконный промысел возобновился. Так почему бы не использовать авторитет Президента в деле сохранения осетровых? Тем более, что для них это, возможно, последний шанс.
Незаконно добытые осетровые Азовского моря реализуются в основном через рынки и предприятия общественного питания (кафе, рестораны). Мы считаем, что основная часть рыбы проходит через рынки, поскольку в этом случае, как правило, не требуется никаких документов, подтверждающих происхождение товара. В каждом населенном пункте Приазовья имеются определенные пункты (места на рынках, точки на автотрассах и т. д.), где традиционно ведется торговля рыбой. Реализацией осетровых обычно занимаются одни и те же лица.
Наше предложение касается организации института информаторов, которые под видом покупателей будут ежедневно фиксировать число продавцов, количество осетровых (по видам, в штуках и приблизительно по весу) и икры у каждого продавца. Для идентификации продавцов необходимо иметь их фотографии, которые сейчас при обилии мобильных телефонов с фотоаппаратами могут сделать сами информаторы, либо нанятые специалисты частных детективных агентств. В качестве информаторов мы предлагаем использовать лиц, имеющих определенный минимум биологических знаний и способных без затруднений определить вид осетровых рыб на прилавке. Это могут быть студенты-биологи, учителя, пенсионеры и др. Труд информаторов должен оплачиваться. Для достоверности собираемых данных желательно, чтобы на каждой точке работало 2-3 незнакомых друг с другом информатора. Собираемые данные должны ежедневно по электронной почте или в виде СМС высылаться в центр анализа информации, где будет вестись учет, какое количество осетровых было выставлено на продажу на данном рынке, в данном городе, в данном районе, в данной области (крае). Еженедельно или раз в декаду центр будет составлять сводки с информацией о количестве реализованной рыбы. Эти сводки с фотографиями торгующих лиц будут направляться директорам соответствующих рынков, главам администраций населенных пунктов, губернаторам, представителю Президента в ЮФО, а также в природоохранные организации и руководителям подразделений, которые, согласно действующему законодательству, должны заниматься борьбой с незаконным промыслом и оборотом осетровых.
Данные о реализуемой на рынках рыбе будут суммироваться, то есть в каждом отчете будет указано не только количество рыбы, прошедшей через рынки на прошлой неделе, но и общее ее количество, зарегистрированное с момента начала наблюдений. Ежемесячно обобщенная сводная информация будет направляться в администрацию Президента РФ.
Обилие информаторов и их анонимность для дельцов теневого бизнеса сделают невозможным их подкуп. Аналитический центр должен официально иметь только электронный адрес с целью предотвращения силового, административного и иного давления на руководителей проекта. Оптимальный вариант – если бы курировать данный проект согласился Президент РФ.
Мы считаем, что предлагаемые меры будут иметь положительный эффект уже через несколько месяцев, даже если они будут осуществлены лишь частично. Во-первых, будет получена объективная информацию о количестве незаконно добываемой и реализуемой рыбы. Как известно, представление такой информации – одно из основных требований СИТЕС к странам, экспортирующим продукцию из осетровых. Во-вторых, даже если дела не будут доходить до суда, размещение фотографий торговцев осетровыми в средствах массовой информации, рассылка соответствующей информации в региональные органы власти и размещение в Интернете должны напугать браконьеров и торговцев незаконно добытой продукцией. Они будут знать, что есть неподкупная и недоступная им организация, которая постоянно ведет за ними негласное наблюдение и обеспечивает широкое распространение собранной информации. Однако основную надежду на наведение правопорядка мы связываем не с торговцами и браконьерами, а с местными властными структурами, которые перед угрозой потери власти будут вынуждены предпринять действенные меры.
После наведения хотя бы относительного порядка на российской территории можно провести аналогичную акцию по сбору информации на украинской стороне. Грамотно собранные материалы в будущем можно было бы учитывать и использовать, в частности, при распределении квот на вылов осетровых.
Литература
- Зайдинер Ю. И. 2002. Экономические проблемы рыбной отрасли России и Азово-Черноморья на рубеже XX и XXI веков // Основные проблемы рыбного хозяйства и охраны рыбохозяйственных водоемов Азово-Черноморсго бассейна. Сборник научных трудов (2000-2001 гг.) / АзНИИРХ. –М.: Вопросы рыболовства. –С.450-462.
-
Иванов Д. И. 2006. Индустриальные технологии – Северо-Западу // Рыбоводство. –№ 2. –С.11-12.
3. Книпович Н. М. 1923. Отчет о работах Азовской экспедиции // Рыбное хозяйство. –Кн.3. РСФСР. –М.: Главрыба. С.62-67.
4. Кононцев А. М. 1939. Обработка икры красной рыбы. – Ростов-на-Дону: Ростовское областное книгоиздательство. –23 с.
5. Лабенец А. В. 2005. Некоторые актуальные тенденции в российском рыбоводстве начала века // Аквакультура и интегрированные технологии: проблемы и возможности. Материалы Международной научно-практической конференции. Сб. нучных трудов / ГНУ ВНИИР. –М. –Т.1. –С.55-63.
6. Матишов Г. Г., Матишов Д.Г., Бердников С.В. 2005. Состояние воспроизводства рыбы и пути возрождения биоресурсов Азовского моря // Вестник Южного научного центра РАН. –Т.1. –№ 4. –С.30-37.
7. Матишов Г. Г., Матишов Д.Г., Пономарева Е.Н., Лужняк В.А., Чипинов В.Г., Коваленко М.В., Казарникова А.В. 2006. Опыт выращивания осетровых рыб в условиях замкнутой системы водообеспечения для фермерских хозяйств. –Ростов-на-Дону. –70 с.
8. Мильштейн В. В. 1970. В. И. Ленин и рыбное хозяйство // Тезисы научной сессии ЦНИОРХ. –Астрахань. –С.1-2.
9. На Западе растет производство черной икры. 21 мая 2006 // http://www.vz.ru/news/2006/5/21/34465.html
10. Новый год без черной икры // http://www.wwf.ru/bezikry
11. Об икре советуют забыть // http://www.rosinvest.com/printnews/165983/
12. Пальцев В. Н. 2006. Предложения по оздоровлению РКХ Астраханской области // Рыбные ресурсы. – № 2. – С.34-37.
13. Подушка С. Б. 2001. Ограничения СИТЕС на торговлю осетровыми: охрана генофонда, вытеснение России с внешнего рынка или промышленный шпионаж? // Аквакультура осетровых рыб: достижения и перспективы развития. Материалы докладов II Международной научно-практической конф. – Астрахань: "Нова". –С.16-18.
14. Путинский косяк // http://www.telekritika.ru/article/365.html
15. Суханова М. 2006. Много ли у осетров шансов выжить? // В кн.: Сэффрон Инга. Икра. Светлое прошлое и темное будущее великого деликатеса. – М.: КоЛибри / Послесловие переводчика. – С.338-349.
16. Сэффрон Инга. 2006. Икра. Светлое прошлое и темное будущее великого деликатеса. – М.: КоЛибри. – 357 с.
17. 181-е заседание Совета Федерации 2006-09-26 // http://www.scilla.ru/news.php?ChapterID=10&NewsID=2122